Необычные истории сибирских «старожилов» и
русских «иудействующих» показывают, каким изменениям может подвергаться
национальная идентичность.
Когда началось освоение Сибири, русские люди,
как правило, легко шли на контакт с аборигенами, не испытывая неприятия к
чужому. Для выходца из поморов, никогда не видавшего человека с другой
внешностью, якуты и ханты были в диковинку. Русские колонисты воспринимали
их как занятных чудаков, с которыми
вполне можно жить в мире. А после крещения все местные и вовсе становились
своими. Отсюда та легкость, с которой русские мужчины женились на местных
женщинах. Особняком держались только староверы, но это отдельная история.
В результате, спустя всего несколько десятилетий
появилась особая этническая группа — «старожилы». Как утверждают
путешественники, они сильно отличались от русских, живущих в европейской части
страны. Внешне они очень походили на
якутов или чукчей. Изменились даже стандарты красоты. Так, голубые глаза
презрительно назывались рыбьими и считались серьезным физическим недостатком.
Из-за непригодности сибирских почв для земледелия большинство старожилов
перешли на охоту и рыболовство, полностью имитируя обычаи местного населения.
Национальный русский костюм заменили одеждой из звериных и рыбьих шкур.
Поскольку в семьях родители говорили по-разному, дети выросли билингвами, то
есть людьми, думающими сразу на нескольких языках. При этом русская речь
старожилов была переполнена заимствованиями из якутского и чукотского. К нашему
времени большая часть индигирских и колымских «старожилов» полностью утратила
славянский облик, но сохранила родной язык в слегка измененной форме. Главное
затруднение, которое они испытывают в жизни, это самоопределение. В каждой
семье вопрос «кто мы?» решается по-своему, и далеко не всегда в рамках здравого
смысла. Например, авторам книги удалось найти
женщину, которая заявила, что считает себя японкой.
Казаки-"старожилы". 1870-80е гг.
Еще более курьезный случай национальной
самоидентификации — «русские евреи». Во второй половине 18 века в астраханских
хуторах среди русских крестьян появилась секта, считающая иудаизм
«спасительной» верой. Как именно они пришли к этому – неизвестно. Почти сразу
же их общины начали искать контактов с настоящими иудеями. Их рвение было настолько сильным,
что они даже начали семьями переезжать в Израиль со всем своим имуществом. На новой земле русские
иудействующие быстро ассимилировались и почти не вспоминают о своих корнях.
Русская деревня. 1890 г.
Гораздо сложнее потомкам тех, кто остался в России. Религиозный энтузиазм первых поколений давно прошел и сейчас их правнуки не знают, к кому себя отнести. Раввины видят в них не братьев по вере, а христианских сектантов, и не допускают в синагоги. Русские их чураются. В итоге они живут замкнутыми общинами и мало общаются с окружающими. Молодежь обычно бросает всё и переходит в православие. Старикам же приходится гораздо тяжелее, особенно в деревнях. Для любого стороннего наблюдателя это обычные русские бабушки и дедушки в совершенно естественной для них среде, которые почему-то чувствуют себя несчастными. Живя на своей земле, у своей пашни, они кажутся бездомными, хотя вся их проблема — в незнании ответа на простой вопрос о том, кто они такие.
Laurits Andersen Ring (1854–1933). Старик, идущий по полю ржи.
КНИГИ:
Вахтин Н. Б. и др. Русские старожилы Сибири: Социальные и символические аспекты самосознания. М., 2004.
Львов А. Соха и Пятикнижие: русские иудействующие как текстуальное сообщество. СПб., 2011.
Максим Горюнов
Источники изображений: http://www.penpolit.ru, http://manydesign.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий