8 сентября 2011 г.

КНИГИ НЕДЕЛИ



Жан-Клод Ларше на материале древних монашеских уставов реконструирует представления первых аскетов о безумии, а  "Древнерусский духовник" предлагает полноценное исследование института духовничества в русской культуре.



Жан-Клод Ларше “Исцеление психических болезней” Издательство  Сретенского монастыря, М., 2008.

Оказывается, в монастырских патериках и лавсаиках обнаруживаются следы утонченной системы классификации причин болезней, которой может позавидовать любой современный справочник. Вопреки расхожим представлениям, монахи не считали ненормальное поведение явным признаком потустороннего вмешательства. Более вероятным считалось естественное происхождение недуга, связанное с неправильным образом жизни. Так, когда у кого-нибудь из братьев начинался жар, и он начинал бредить, его лечили именно как простудившегося, а не как одержимого. И после выздоровления монах получал наказание не за дружбу с темными силами, а за небрежное отношение к своему здоровью. Гораздо серьезнее лекари-аскеты относились к затяжным приступам печали и отчаяния. Согласно их представлениям, основным источником обоих состояний является отсутствие желаемого. Если человек не в меру стремится к телесным удовольствиям, но их не получает, это причиняет ему душевную боль, которая со временем переходит в уныние. То же самое происходит и при чрезмерном желании власти, денег, славы и прочего.



     Исцеление бесноватого глухого. XVI в., Греция,  Афон, монастырь Дионисиат.

Путь избавления от недуга был очень прост и мало чем отличался от современных нам психоаналитических сеансов. Для начала заболевший должен был понять причину своего состояния и захотеть исправиться. После этого следовало на протяжении долгого времени тренировать в себе мужество и стойкость по отношению к приступам слабости. На это время больной освобождался от работы и проводил все время в тишине и покое где-нибудь на природе. Когда же он начинал чувствовать себя достаточно крепким, то возвращался к братьям, и дружеское общение окончательно уничтожало все его тревоги. Собственно изгнание бесов проводилось крайне редко и среди рядовых монахов считалось чем-то необычным. Вообще, книга позволяет избавиться от многих мифов о византийском средневековье, и по-новому взглянуть на православные аскетические практики. 

СПРАВКА: Жан-Клод Ларше (род. 1949) - известный французский ученый, доктор философии, доктор богословия, в молодости перешедший из католичества в православие. 

     Французское и греческое издания "Исцеления духовных болезней". 

С. И. Смирнов “Древнерусский духовник”   Православный Свято-Тихоновский  Богословский Институт. М., 2004

Кто такой духовный отец? Как его воспринимали наши предки? Каковы его обязанности по отношению к своей пастве? Эти и многие другие вопросы разобраны профессором Смирновым очень подробно, доступно и понятно. В этом, кстати, у него большое преимущество перед современными авторами. Дореволюционные ученые умели излагать свои мысли на литературном русском языке. В их время в газетах и журналах постоянно печатались Достоевский с Толстым, а это очень благотворно сказывалось на общем культурном уровне тогдашних интеллектуалов. Поэтому книга, изданная в далеком 1913 году, и сейчас  читается  легко, на одном дыхании, как хороший роман. Тем более что события, о которых рассказывает автор, крайне интересны.

Так, например, ему удалось выяснить, что все верующие в Древней Руси объединялись в так называемые “покаяльные семьи”. Обычно они включали несколько десятков родов, способных содержать одного священника с семьей. Последний на протяжении всей своей жизни оказывал им духовную помощь и являлся по первому зову в случае беды. По сути, это был человек, ответственный за мир и покой в обратившихся к нему семьях. На практике духовник ежедневно занимался тем, что мирил супругов, улаживал родственные конфликты и помогал отчаявшимся. И все это — без отрыва от постоянных богослужений и треб. Так как священник  обычно жил гораздо дольше своих духовных детей, он нередко знал сразу несколько поколений одной семьи. И это знание было очень сокровенным, ведь священник получал его на исповеди. Поэтому советы духовника всегда оказывались очень точными и действенными. Часто случалось и так, что ему под честное слово отдавали на хранение имущество. В условиях раннего  средневековья знакомый с детства духовный отец был единственным человеком, которому можно было всецело доверять.


Нарисованная учёным картина оказалась настолько привлекательной, что уже через несколько лет после её издания в Москве появилась церковная община, решившая жить по канонам и правилам покаяльной семьи. Это знаменитый приход отца Сергея Мечева в храме святителя Николая в Кленниках, что на Маросейке. Его община до сих пор существует и находится все в том же храме, а сам он, вместе с поддержавшим его начинание о. Алексеем Мечевым, в 2000 году был причислен к лику святых. 




Максим Горюнов




Источники изображений: http://www.orthodoxie.comhttp://www.ruicon.ru,
http://www.amazon.com 




Комментариев нет:

Отправить комментарий