9 сентября 2011 г.

РУССКИЙ СТИЛЬ: ИСТОКИ




«Один славянофил, то есть человек, видящий национальность в охабнях, мурмолках, лаптьях и редьке и думающий, что, одеваясь в европейскую одежду, нельзя в то же время оставаться русским, нарядился в красную шёлковую рубаху с косым воротом, в сапоги с кисточками, в тёрлик, мурмолку и пошёл в таком наряде показывать себя городу. На повороте из одной улицы в другую обогнал он двух баб и услышал следующий разговор: "Вона! вона! Гляди-ко, матка, - сказала одна из них, осмотрев его с диким любопытством. - Глядь-ка как нарядился! должно быть, иностранец какой-нибудь!»


Это язвительное некрасовское описание хорошо показывает, насколько велика была в 19 веке пропасть между настоящими национальными традициями и представлениями о них у образованных людей. Отчасти это было связано с длительным запретом на «русское платье» в высших слоях общества, что порождало самые дикие представления о национальном стиле. Однако еще за век до этого была предпринята попытка совместить русский стиль с европейской модой. С чем обычно ассоциируется эпоха 18 века? С буклями, париками, камзолами — одним словом, с «европейским» обликом, который начал насаждать Петр I. Но в этом же веке произошло недолгое и яркое возрождение русского стиля в одежде. Главную роль в случившемся сыграла Екатерина II. Совершенно «немецкая» по своему происхождению императрица стала одним из самых русских правителей России. Она хорошо говорила и писала по-русски, исполняла все православные церковные обряды. Не удивительно, что Екатерина не обошла вниманием столь важную область, как мода и облик своих подданных.

Лосенко А. П. Владимир и Рогнеда. 1770. 

В отличие от времени Петра I или Павла I, преобразования Екатерины происходили постепенно и не вторгались в личное пространство людей, распространяясь только на придворный костюм. Еще во время коронации в московском Кремле немецкая принцесса могла оценить величавость и красоту традиционных царских одежд. И уже вскоре после начала правления молодая иностранка стала вводить в придворный костюм элементы «русского платья». К 1770-м годам появились такие характерные детали, как длинные висячие рукава и короткие шлейфы. Тогда же художник Лосенко на картине «Владимир и Рогнеда» изобразил героев в национальном наряде, а не стилизованном европейском. Хотя сейчас эти костюмы могут показаться фантастическими, именно так представляли русскую одежду по археологическим данным того времени. А наряд крестьянской девушки вообще явно написан с натуры.

Эриксен, Виргилиус. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1769.

Екатерина однажды даже появилась на приеме в полном наряде русской царицы Натальи Кирилловны. Разумеется, речь шла не о точном воспроизведении старинных костюмов (что выглядело бы нелепо и архаично), а о придании европейской одежде русского характера за счет неповторимых деталей. Специфически русские откидные рукава с прорезями полностью меняли заграничный наряд и стали «визитной карточкой» нового стиля. Это отмечали и иностранцы, посещавшие Россию в эти годы. Сама Екатерина носила русское платье с фатой и открытыми проймами на рукавах, шубу с тальей и ожерелье из жемчуга в несколько рядов, а в более преклонном возрасте – свободный кафтан без талии и меховую шапку. Преемник Екатерины, Павел I, во всем стремился идти наперекор политике властной матери и ввел запрет на «русское платье» - оно снова возродится в придворном быту только при Николае I.

Федор Панфилов
    
Источники изображений:  commons.wikimedia.org 

Комментариев нет:

Отправить комментарий