«Один
славянофил, то есть человек, видящий национальность в охабнях, мурмолках,
лаптьях и редьке и думающий, что, одеваясь в европейскую одежду, нельзя в то же
время оставаться русским, нарядился в красную шёлковую рубаху с косым воротом,
в сапоги с кисточками, в тёрлик, мурмолку и пошёл в таком наряде показывать
себя городу. На повороте из одной улицы в другую обогнал он двух баб и услышал
следующий разговор: "Вона! вона! Гляди-ко, матка, - сказала одна из них,
осмотрев его с диким любопытством. - Глядь-ка как нарядился! должно быть,
иностранец какой-нибудь!»
Это
язвительное некрасовское описание хорошо показывает, насколько велика была в 19
веке пропасть между настоящими национальными традициями и представлениями о них
у образованных людей. Отчасти это было связано с длительным запретом на
«русское платье» в высших слоях общества, что порождало самые дикие
представления о национальном стиле. Однако еще за век до этого была предпринята
попытка совместить русский стиль с европейской модой. С чем обычно
ассоциируется эпоха 18 века? С буклями, париками, камзолами — одним словом, с «европейским» обликом, который начал насаждать Петр I. Но в этом же веке
произошло недолгое и яркое возрождение русского стиля в одежде. Главную роль в случившемся сыграла Екатерина II.
Совершенно «немецкая» по своему происхождению императрица стала одним из самых
русских правителей России. Она хорошо говорила и писала по-русски, исполняла
все православные церковные обряды. Не удивительно, что Екатерина не обошла
вниманием столь важную область, как мода и облик своих подданных.
Лосенко А. П. Владимир и Рогнеда. 1770.
В
отличие от времени Петра I
или Павла I,
преобразования Екатерины происходили постепенно и не вторгались в личное
пространство людей, распространяясь только на придворный костюм. Еще во время
коронации в московском Кремле немецкая принцесса могла оценить величавость и
красоту традиционных царских одежд. И уже вскоре после начала правления молодая
иностранка стала вводить в придворный костюм элементы «русского платья». К
1770-м годам появились такие характерные детали, как длинные висячие рукава и
короткие шлейфы. Тогда же художник Лосенко на картине «Владимир и Рогнеда»
изобразил героев в национальном наряде, а не стилизованном европейском. Хотя
сейчас эти костюмы могут показаться фантастическими, именно так представляли
русскую одежду по археологическим данным того времени. А наряд крестьянской
девушки вообще явно написан с натуры.
Эриксен, Виргилиус. Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. 1769.
Екатерина
однажды даже появилась на приеме в полном наряде русской царицы Натальи
Кирилловны. Разумеется, речь шла не о точном воспроизведении старинных костюмов
(что выглядело бы нелепо и архаично), а о придании европейской одежде русского
характера за счет неповторимых деталей. Специфически русские откидные рукава с
прорезями полностью меняли заграничный наряд и стали «визитной карточкой»
нового стиля. Это отмечали и иностранцы, посещавшие Россию в эти годы. Сама
Екатерина носила русское платье с фатой и открытыми проймами на рукавах, шубу с
тальей и ожерелье из жемчуга в несколько рядов, а в более преклонном возрасте –
свободный кафтан без талии и меховую шапку. Преемник Екатерины, Павел I, во всем
стремился идти наперекор политике властной матери и ввел запрет на «русское
платье» - оно снова возродится в придворном быту только при Николае I.
Федор Панфилов
Комментариев нет:
Отправить комментарий