Воображаемые книги и сны
Богородицы: восприятие книг крестьянами и народная религиозность.
Обе книги выпущены под научной
редакцией знаменитого исследователя русского фольклора Александра Панченко. По
его мнению, массовый переход крестьян из деревни в город является главным событием
отечественной культуры. Последовавшие за ним изменения в быту, в одежде и в
образе мысли ничего не оставили от сельского домостроя. Вчерашний землепашец за
несколько лет работы на заводе терял все навыки деревенской жизни и даже
говорить начинал с московским акцентом, как дикторы на радио. Уже после
двух-трех лет обучения в заводской вечерней школе русские девушки начинали
остригать себе косы, а парни переставали отращивать бороды. Эти и другие перемены
наступили так стремительно и так неожиданно, что вызвали к жизни целый ряд
странных явлений. Например, отношение к чтению.
На протяжении всего средневековья книга – это сакральный предмет, требующий к себе особого отношения. Читать можно было только вслух и только церковную литературу. Поэтому люди чаще всего предпочитали слушать чтение псалтыри и Библии во время церковной службы. С развитием промышленности уже к концу 19 века книжная продукция стала доступна даже для самых бедных крестьян. Появилась особая профессия книгоноши, когда продавец ходил по дворам и всем подряд предлагал за копейки купить брошюры и листки. Для рядовых крестьян это было совершено немыслимо. Книга, которая всегда лежала в храме и читалась только дьяконом, теперь продавалась с рук, как любой другой товар. Как показывает исследование, проведенное Екатериной Мельниковой, первым бестселлером среди деревенских читателей стали… пособия по астрономии. Их тщательно изучали, а названия планет и созвездий запоминали наизусть. Автору удалось найти свидетельства о том, что в зажиточных деревнях в каждой избе был свой телескоп для наблюдений за ночным небом. Откуда у крестьян возник интерес к звездам и почему он со временем исчез – неизвестно.
Еще один пример странностей, связанных с недавним культурным обрывом, можно взять из статьи Жанны Корминой о религиозности в современной русской провинции в сборнике «Сны Богородицы». Название сборника указывает на апокрифические элементы в народной культуре. Кормина изучает практики почитания святого источника в деревне Трутнёво Гдовского района Псковской области. Она очень подробно описывает несколько вариантов понимания одного и того же события в разных средах. Местные жители ходят к источнику как встарь, с молитвами и крестным знамением. Приезжие паломники из Пскова и Петербурга ведут себя немного по-другому. Их поведение – это, чаще всего, самостоятельная реконструкция, сделанная по книгам и религиозным фильмам. В свою очередь, местный священник, закончивший семинарию, безуспешно пытается оформить поклонение в соответствии с церковными канонами. Все они вместе стоят у одной святыни, но понимают и используют её совершенно по-разному.
Екатерина Мельникова. "Воображаемая книга". Очерки по истории фольклора о книгах и чтении в России. СПб, 2011.
Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб, 2011.
Максим Горюнов
Комментариев нет:
Отправить комментарий