27 сентября 2011 г.

ПРОГУЛКА ПО ХРИСТИАНСКОМУ КВАРТАЛУ АЛЕППО


Храмы пяти конфессий в Ждейде – христианском квартале старейшего города мира.

Сирийский город Алеппо оспаривает титул старейшего из ныне населенных городов: первые упоминания о нем относятся к III тысячелетию до н.э. Свидетельства бурной истории Алеппо находятся повсюду: в местном музее выставлены ассирийские статуи, в старой части города можно осмотреть фрагменты римского акведука, и практически отовсюду видна возвышающаяся над городом крепость, заложенная крестоносцами в X в. и перестроенная султаном Саладином в XII-XIII вв. 


Современность, кажется, затронула лишь половину горожан. Другая половина до сих пор населяет Старый город (внесенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО), не знает, что такое компьютер и ходит за покупками на тот же рынок, на который триста лет назад отправлялись за невольниками. 


Самым скорбным для алеппян годом за всю историю стал 1400: они оказались под властью завоевателя Тамерлана. За содействие ранее владевшим городом мамелюкам завоеватель, бывший мусульманином-шиитом, приказал вырезать двадцать тысяч человек, преимущественно мусульман-суннитов и иудеев. Многие горожане бежали. После ухода Тамерлана христиане, менее других пострадавшие от гонений, были обвинены в содействии хану и не смогли вернуться в свои дома. Им пришлось обосноваться за пределами городских стен. Место их проживания получило название «Ждейде» - «Новый район». Архитектура Ждейде очень красива: за прошедшие века жившие здесь христиане скопили немалые богатства, занимаясь посредничеством между арабскими и европейскими купцами. На эти средства были «на века» выстроены из желтого песчаника жилые дома, постоялые дворы, мастерские и, конечно, духовные миссии. Даже сейчас, когда большинство жителей перебралось в современные кварталы, Ждейде остается одним из главных культурных центров ближневосточного христианства. На площади всего в несколько квадратных километров здесь расположены полдесятка церквей различных христианских конфессий. 


Большинство христиан Сирии – католики. Видимо, по этой причине самым масштабным собором Ждейде является маронитский, названный в честь пророка Ильи. Основателями католической маронитской церкви были ученики святого пустынника Марона (почитающегося и в православии в лике преподобного). Собор был воздвигнут в 1873 г. Напротив его в начале прошлого века был установлен памятник архиепископу Герману Фархату – также известному как поэт. Фасад, монумент и закрытые ворота – кажется, все, что сможет увидеть простой путешественник: марониты весьма замкнуты. Тем не менее, пара долларов, поданных мальчику-смотрителю, откроет двери собора. Тогда можно будет осмотреть великолепный мраморный алтарь и непривычные русскому путешественнику резные иконы. 


Буквально в десятке метров, в здании, пристроенном к маронитскому собору, за неприметной дверью находится церковь Девы Марии, принадлежащая католикам-мелькитам, до нашего времени сохранившим византийский, а не латинский обряд. В ее убранстве словно встретились все алеппские традиции: выполненные по православным канонам иконы соседствуют с богатой резьбой по камню, свойственной скорее латинским церквям, и с «полосатыми» ложными арками в традиционном мамелюкском стиле. Третья католическая церковь Алеппо – сирийская. Ее постройка датируется XVI в. – тогда была возведена алтарная часть, декорированная в арабском духе. Эту небольшую церковь отличают редкие колорит и изящество. 




Еще одна достопримечательность Ждейде – армянский собор Сорока мучеников, названный в честь римских воинов полководца Агриколы, которые предпочли смерть отречению от веры. Собор был выстроен в XV в. В XIX в. к нему была добавлена колокольня, а в XX – устроен монумент армянам, уничтоженным во время османского геноцида. 


Церковь знаменита наличием в ней сразу трех алтарей, а также богатой коллекцией икон XVII-XVIII вв. Хотя собор является действующим, большая часть прихожан предпочитает посещать другие, более крупные храмы (в том числе расположенный неподалеку собор Матери-Утешительницы XIX в.). Старое же здание частично отдано под духовную семинарию и армянский культурный центр. По воскресеньям здесь проходят красочные мессы. 


Так сложилось, что во всем Алеппо до конца прошлого века не было церквей Московского патриархата. Поэтому духовную миссию для путешественников и иммигрантов из России веками исполняла расположенная в Ждейде греческая православная церковь Успения Богородицы, возведенная в XV в. и перестроенная в XIX. От старой церкви сохранилась лишь алтарная часть. Помимо икон XVII в., в ней можно увидеть дары прихожан последних столетий – золотые и серебряные чеканки ангелов, «рук дающих» и ног – символов смиренности. В новой же части повсюду видно русское влияние. В храмовом дворике покоятся останки двух императорских консулов – Михаила Якиманского и Ивана Григоровича. В церкви хранятся епископские облачения, привезенные сюда бежавшими после событий октября 1917 г. священниками. Основное богатство храма составляют пожертвования эмигрантов – серебряные сосуды, венцы, великолепное старинное Евангелие. 





Площадь Аль-Фархат напротив маронитского собора – еще и лучшее место в Алеппо для покупки драгоценностей. В отличие от торговцев из Старого города, местные мастера (в основном армяне) никогда не продадут латунные изделия под видом серебряных. 

Башир Чалаби,
египтолог

Фото автора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий