30 сентября 2011 г.

КАМО ГРЯДЕШИ. ЛУЧШИЕ БИБЛЕЙСКИЕ ПЕПЛУМЫ


"Кириллица" продолжает рассказывать о знаковых библейских пеплумах.

Название романа польского писателя Генрика Сенкевича - «Quo Vadis?» непривычно для русского слуха. Впрочем, попытка перевода фразы при помощи старославянского аналога: «Камо грядеши?» не очень проясняет дело. На самом деле это фраза принадлежит апостолу Петру. Во время тайной вечери он спрашивает Христа: «Господи! Куда Ты идешь?». Иисус отвечал ему: «Куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною». Существует также апокрифическая легенда, в которой Петр, покидающий Рим, вновь встречает Христа неподалеку от города, вновь задает ему все тот же вопрос: «Куда ты идешь, Господи?». Иисус же отвечает, что из-за того, что император Нерон казнил почти всех христиан, а Петр оставляет город, он вновь идет в Рим на новое распятие. После этих слов апостол возвращается в Рим, где принимает мученическую смерть. В метафорическом смысле слова «Quo Vadis?» означают, что человеку необходимо задуматься о том, правильно ли он выбрал жизненный путь. 

Роман Сенкевича заставлял не только размышлять на духовные темы, но и подробно описывал зверства императора Нерона, кровавые гладиаторские бои и гонения на первых христиан. На фоне таких трагических событий развивается история запретной любви язычника – патриция Марка Виниция и христианки Лигии. 


Такая многоплановая и по истине душераздирающая история не могла остаться вне поля зрения кинематографистов. Уже с самых первых лет становления кинематографа делались попытки экранизировать роман польского писателя. Первым был французский одноминутный фильм 1901 года, затем две масштабных итальянских экранизации 1913 и 1925 года. Для нас представляют интерес фильм 1951 года, снятый в США, и картина 2001 года, ставшая последней работой великого польского режиссера Ежи Ковалеровича. 


Трудно сравнивать две эти работы. Американская постановка появилась в период расцвета «пеплума» и была благосклонно принята зрителями. Несмотря на вполне солидную продолжительность – 171 минута, в фильме отсутствуют многие важные сюжетные ходы, некоторые события переставлены местами. Самым же интересным является то, что центральной историей фильма стала не лавстори Лигии и Марка, а кровавые безумства императора Нерона. В этом нет вины прекрасных актеров Роберта Тейлора и Деборы Керр. Все дело в том, что роль сумасшедшего императора исполнил великий британский актер с русскими корнями – Питер Устинов. Яркая игра Устинова всегда привлекала внимания зрителя даже в самых пышных и динамичных постановках, где, казалось бы, следить за игрой актеров нет времени.



Ежи Ковалерович старался избегать ошибок предшественников. Его фильм четко иллюстрирует содержание романа, хотя из-за временного ограничения не всегда понятно, зачем был нужен тот или иной герой. Недоумение часто разрешается во время просмотра шести серийного сериала, в основу которого был положен фильм. К сожалению, польские инвесторы не решились выделить 18 миллионов долларов исключительно на съемки полнометражной картины, а потребовали еще и расширенную сериальную версию, что не преминуло сказаться на качестве общей работы. Но все же, история Лигии и Марка показана даже в укороченной киноверсии весьма близко к книжному варианту. Нерон показан в фильме больше как карикатурный персонаж, своими кривляньями скорей напоминающий злодея из «Остина Пауэрса», чем человека, сеющего страх и ужас на своем пути. 


Фильм получил несколько призов, особенно была отмечена работа актера Ежи Треля, воплотившего в жизнь роль грека Хилона Хилонида. Польский фильм не удостоился таких восторженных отзывов в прессе, как его многие предшественники. Однако если учесть то, что в мире тотальной политкорректности фильмы на религиозную тематику бывают разве либо в Каннах, либо идут по третьесортному каналу в три часа утра, то фильм Ежи Ковалеровича заслужил более счастливую прокатную судьбу. Фильм «Камо грядеши?» смотрится весьма неплохо на фоне исторических картин средней руки, и может похвастаться внятным сюжетом и хорошими актерскими работами.




Елена Бояршинова, киновед

Источники: www.doctormacro.com
cdn.mymovies.ge 

Комментариев нет:

Отправить комментарий