3 октября 2011 г.

ВОЙНА ГРИБОВ


Народная иерархия грибов и лучшие книжные иллюстрации начала прошлого века. 

Е. Д. Поленова. Иллюстрация к сказке "Война грибов".

Короткая русская сказка «Война грибов» может показаться просто забавной небылицей. Но, если приглядеться, заметишь, что там выстроен настоящий рейтинг грибов. Они распределены по социальному положению, в соответствии со своей значимостью для грибника. Примерно такую же иерархию грибов можно найти и у Даля в «Толковом словаре Великорусского языка». Выше всех – «полковник»-боровик, с ним вместе «столбовые дворяне»-белые грибы, потом «богатые мужики»-рыжики, в самом низу простые «старушки»-волнушки и опята. Особняком стоят грузди, которые, согласно «Домострою», обязательно должен солить каждый хороший хозяин. В начале прошлого века, когда в России расцветает искусство книжной иллюстрации, рисунки для «Войны грибов» создали сразу два замечательных художника – Георгий Нарбут и Елена Поленова, сестра известного живописца. 

И.Я. Билибин. Царь Горох.

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами. 

Гриб боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать: 

— Приходите вы, белянки, ко мне на войну! 

Отказалися белянки: 

— Мы — столбовые дворянки! Не пойдем на войну! 

— Приходите, вы, рыжики, ко мне на войну!

 Г. Нарбут. Иллюстрация к сказке "Война грибов".

Отказались рыжики: 

— Мы — богаты мужики! Не пойдем на войну! 

— Приходите вы, волнушки, ко мне на войну! 

Отказалися волнушки: 

— Мы, волнушки, — старушки! Не пойдем на войну! 

— Приходите вы, опенки, ко мне на войну! 

Отказалися опенки: 

— У нас ноги очень тонки! Не пойдем на войну! 

 Г. И.  Нарбут. Иллюстрация к сказке "Война грибов".

— Приходите, грузди, ко мне на войну! 

— Мы, грузди, — ребятушки дружны! Пойдем на войну!

 (Сказка в обработке Алексея Николаевича Толстого).

И.Я. Билибин. Иллюстрация к русской народной загадке.


Источники изображений: starina-rus.rubiography.sgu.ruwikipaintings.orgartsait.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий